В Омске впервые в истории открылась большая выставка картин Валентина Серова (0+)
Здесь представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и Омского музея имени М. А. Врубеля.
«Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования», — писал о своём ученике художник Илья Репин. Выставка, на которой омичи смогут убедиться в правдивости этого высказывания, проходит в музее имени М. А. Врубеля при поддержке минкульта РФ в рамках нацпроекта «Семья». Она уже побывала в Красноярске и Новосибирске. Омск стал финальной точкой проекта.
.jpg)
«Мне кажется, это очень хорошая выставка, прекрасная выставка. В таком объёме мы показываем в Омске Серова впервые. Это большая удача и для нас как для музея, и для жителей Омска. Тем более, что Серов настолько многогранен, что здесь очень много тем для разговора. Здесь будут экскурсии и лекции. Создана образовательная программа. Я не сомневаюсь, что этот проект будет востребован у жителей и гостей нашего города», — сказала на открытии директор музея им. Врубеля Фарида Буреева.
.jpg)
На выставке четыре раздела: портреты, пейзажи, анималистика и иллюстрации и мифологические и исторические работы. Портреты занимают превалирующее место. Валентин Серов был из тех художников, которые живут на заработки от своего творчества, и поэтому он часто писал портреты на заказ. Но при этом не подходил к делу формально, всегда старался передать с помощью кисти, красок и холста внутреннюю суть человека.
.jpg)
«У него был громадный талант художника. Он строил свои композиции с помощью удивительных стилистических сочетаний. Там есть какой-то реалистический подход: лицо написано очень часто объёмно, как в 3D, не плоскостно. С другой стороны, мы видим, как написаны фон и одежда — очень легко, импрессионистично. Потом мы видим, что он добавляет какие-то стилистические элементы модерна. И это всё совершено спокойно сочеталось. Нет никаких конфликтов. Он писал всегда портрет с каким-то глубинным смыслом. Его работы не засушены, не прямолинейны», — отметила завотделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Светлана Капырина.
.jpg)
Самый ранний пейзаж на выставке — «Лес. Абрамцево». Эту работу Валентин Серов создал в возрасте 14 лет в имении Мамонтовых. Савва Мамонтов и его жена были щедрыми хозяевами, у которых всегда царила творческая атмосфера. В гостиной у них устраивались рисовальные вечера, чтение вслух, игра в «живые картины». Дружба Валентина Серова с семейством Мамонтовых длилась много лет.
.jpg)
Писать пейзажи Валентин Серов любил не в мастерской, а с натуры. Он старался запечатлеть живые состояния природы, например, бурлящую реку или спокойную гладь пруда.
.jpg)
Невозможно пройти в зале мимо загадочной «Русалки». Искусствоведы считают, что это произведение могло появиться в результате дружбы Валентина Серова с Михаилом Врубелем.
.jpg)
«Почему цепляет эта картина? Она как омут, который затягивает. Издалека кажется, что тут какая-то непонятная рябь воды, какие-то пятна. А потом видишь лицо. И это заставляет остановиться и задуматься. Здесь сразу вспоминается Врубель с его мистическими сиренями. Но вы знаете, когда Серов писал эту картину, он её взял не из головы. Он рассматривал воду в пруду, эти блики. Даже просил свою двоюродную сестру Лёлю нырять под воду и ему позировать. Но она, слава богу, не согласилась. И тогда он взял гипсовую маску, погружал под воду и смотрел, как движется вода. Казалось бы, зачем ему эта маска? А он учился у Репина, у него была жёсткая академическая школа, нацеленность на долгую работу с натурой. Он не мог просто придумать сюжет, какое-то женское лицо. Ему надо было сначала это увидеть. И когда он уже увидел, тогда мог дальше фантазировать и писать такую загадочную мистическую атмосферу», — сообщила Светлана Капырина.
.jpg)
На выставке представлены несколько эскизов к «Похищению Европы». Замысел картины родился у художника в Греции. Как реалист он даже при создании античного мифологического сюжета обратился к натурным впечатлениям. В образе Европы Серов соединил лицо античной статуи и фигуру натурщицы, позу которой долго формулировал в набросках. Для изображения Зевса в образе быка он ездил в Орвието, в окрестностях которого разводили особо крупных быков.
.jpg)
По мнению куратора выставки искусствоведа Екатерины Кудряшовой, графические работы в экспозиции представляют подлинный расцвет творчества Валентина Серова. В разделе, посвящённом анималистике и иллюстрации, мы видим рисунки, созданные к басням Крылова.
.jpg)
«Животных он обожал. Это была его отдушина. Где бы он ни путешествовал, он всегда старался попасть в зоологические сады. Он любил животных на улице, очень ему нравились ослики. Его дочь вспоминала, что в Париже он увидел очаровательного ослика с бархатными губами, умилительного. И его кое-как уговорили не везти этого ослика из Парижа домой. Иллюстрации к басням — это вершина анималистики Серова. Кстати, из животых он особенно любил львов, в зоосадах старался сразу же пройти к клетке со львами. Любовался их пластикой. А на даче у Серовых жило несколько котов, и у них были финские имена, так как дача находилась на берегу Финского залива», — рассказала Екатерина Кудряшова.
.jpg)
Во втором зале выставки можно увидеть издания, посвящённые Валентину Серову.
.jpg)
Также здесь размещён экран, на котором демонстрируются фильмы о творчестве художника.
.jpg)
Познакомиться с выставкой жители и гости Омска могут до 21 декабря.
.jpg)
«Мне кажется, это очень хорошая выставка, прекрасная выставка. В таком объёме мы показываем в Омске Серова впервые. Это большая удача и для нас как для музея, и для жителей Омска. Тем более, что Серов настолько многогранен, что здесь очень много тем для разговора. Здесь будут экскурсии и лекции. Создана образовательная программа. Я не сомневаюсь, что этот проект будет востребован у жителей и гостей нашего города», — сказала на открытии директор музея им. Врубеля Фарида Буреева.
.jpg)
На выставке четыре раздела: портреты, пейзажи, анималистика и иллюстрации и мифологические и исторические работы. Портреты занимают превалирующее место. Валентин Серов был из тех художников, которые живут на заработки от своего творчества, и поэтому он часто писал портреты на заказ. Но при этом не подходил к делу формально, всегда старался передать с помощью кисти, красок и холста внутреннюю суть человека.
.jpg)
«У него был громадный талант художника. Он строил свои композиции с помощью удивительных стилистических сочетаний. Там есть какой-то реалистический подход: лицо написано очень часто объёмно, как в 3D, не плоскостно. С другой стороны, мы видим, как написаны фон и одежда — очень легко, импрессионистично. Потом мы видим, что он добавляет какие-то стилистические элементы модерна. И это всё совершено спокойно сочеталось. Нет никаких конфликтов. Он писал всегда портрет с каким-то глубинным смыслом. Его работы не засушены, не прямолинейны», — отметила завотделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Светлана Капырина.
.jpg)
Самый ранний пейзаж на выставке — «Лес. Абрамцево». Эту работу Валентин Серов создал в возрасте 14 лет в имении Мамонтовых. Савва Мамонтов и его жена были щедрыми хозяевами, у которых всегда царила творческая атмосфера. В гостиной у них устраивались рисовальные вечера, чтение вслух, игра в «живые картины». Дружба Валентина Серова с семейством Мамонтовых длилась много лет.
.jpg)
Писать пейзажи Валентин Серов любил не в мастерской, а с натуры. Он старался запечатлеть живые состояния природы, например, бурлящую реку или спокойную гладь пруда.
.jpg)
Невозможно пройти в зале мимо загадочной «Русалки». Искусствоведы считают, что это произведение могло появиться в результате дружбы Валентина Серова с Михаилом Врубелем.
.jpg)
«Почему цепляет эта картина? Она как омут, который затягивает. Издалека кажется, что тут какая-то непонятная рябь воды, какие-то пятна. А потом видишь лицо. И это заставляет остановиться и задуматься. Здесь сразу вспоминается Врубель с его мистическими сиренями. Но вы знаете, когда Серов писал эту картину, он её взял не из головы. Он рассматривал воду в пруду, эти блики. Даже просил свою двоюродную сестру Лёлю нырять под воду и ему позировать. Но она, слава богу, не согласилась. И тогда он взял гипсовую маску, погружал под воду и смотрел, как движется вода. Казалось бы, зачем ему эта маска? А он учился у Репина, у него была жёсткая академическая школа, нацеленность на долгую работу с натурой. Он не мог просто придумать сюжет, какое-то женское лицо. Ему надо было сначала это увидеть. И когда он уже увидел, тогда мог дальше фантазировать и писать такую загадочную мистическую атмосферу», — сообщила Светлана Капырина.
.jpg)
На выставке представлены несколько эскизов к «Похищению Европы». Замысел картины родился у художника в Греции. Как реалист он даже при создании античного мифологического сюжета обратился к натурным впечатлениям. В образе Европы Серов соединил лицо античной статуи и фигуру натурщицы, позу которой долго формулировал в набросках. Для изображения Зевса в образе быка он ездил в Орвието, в окрестностях которого разводили особо крупных быков.
.jpg)
По мнению куратора выставки искусствоведа Екатерины Кудряшовой, графические работы в экспозиции представляют подлинный расцвет творчества Валентина Серова. В разделе, посвящённом анималистике и иллюстрации, мы видим рисунки, созданные к басням Крылова.
.jpg)
«Животных он обожал. Это была его отдушина. Где бы он ни путешествовал, он всегда старался попасть в зоологические сады. Он любил животных на улице, очень ему нравились ослики. Его дочь вспоминала, что в Париже он увидел очаровательного ослика с бархатными губами, умилительного. И его кое-как уговорили не везти этого ослика из Парижа домой. Иллюстрации к басням — это вершина анималистики Серова. Кстати, из животых он особенно любил львов, в зоосадах старался сразу же пройти к клетке со львами. Любовался их пластикой. А на даче у Серовых жило несколько котов, и у них были финские имена, так как дача находилась на берегу Финского залива», — рассказала Екатерина Кудряшова.
.jpg)
Во втором зале выставки можно увидеть издания, посвящённые Валентину Серову.
.jpg)
Также здесь размещён экран, на котором демонстрируются фильмы о творчестве художника.
.jpg)
Познакомиться с выставкой жители и гости Омска могут до 21 декабря.
Текст и фото: Наталья Семенова.
По теме:
От скифских украшений до зоопарка Фаберже: в «Золотой кладовой» музея имени Врубеля обновили экспозицию
В путешествие по художественным мирам современных авторов приглашает омичей музей имени М. А. Врубеля
В театре имени Любови Ермолаевой поставили итальянскую комедию
В путешествие по художественным мирам современных авторов приглашает омичей музей имени М. А. Врубеля
В театре имени Любови Ермолаевой поставили итальянскую комедию
Теги
Поделиться новостью
Новости партнеров
По теме