14:46, 16 июня 2023
2 179

В России резко выросло количество столкновений самолётов с птицами

Что происходит, если птицы всё-таки попадают в турбину и как защищают омскую воздушную гавань от пернатых?
Неутешительную статистику представила Росавиация: в стране резко выросло количество столкновений самолётов с птицами. Но в нашем регионе в этом сезоне пока ни одного подобного происшествия не зарегистрировано.

Один из самых сложных для пилотов и самых волнительных для пассажиров этапов — это взлёт. Именно в этой фазе на пути авиалайнера могут встретиться птицы. По статистике, столкновение железных с пернатыми происходит на высоте до 300 метров. Это 75%! И лишь 5% - на высоте свыше полутора тысяч метров.

Но если раньше каждый год фиксировали примерно одинаковое количество таких происшествий, сейчас специалисты говорят о резком росте. С января по май 2022 года зарегистрировали 17 столкновений, а в этом году их почти в два раза больше — 31. И некоторые из них стали фатальными не только для авиатехники, но и для людей.

Полгода назад СМИ публиковали страшные кадры из Ейска. Бомбардировщик, предположительно, столкнулся с птицами и упал на жилой дом. Погибли 15 человек! Ещё один самолёт экстренно посадили в кукурузном поле — из-за стаи птиц. Тогда двигатели получили серьёзные повреждения, а пилоты — звёзды Героев России. К счастью, удалось спасти всех — и пассажиров, и членов экипажа.

«Казалось бы, как небольшая птица может навредить многотонной махине? Но для понимания: сила удара при столкновении с двигателем — больше 3 тысяч килограммов. Может заклинить лопаты компрессора. Происходит помпаж. Двигатель как будто давится воздухом, и реактивная тяга резко снижается», — рассказывает корреспондент 12 канала Екатерина Булучевская.

Впрочем, когда один двигатель «заглох», борт может продолжать полёт и уйти на запасной аэродром. Если же отказали сразу две турбины, дело плохо. Резонный вопрос, почему агрегаты не защищают сетками? Инженеры поясняют: на высоких скоростях птица просто разорвёт экран, так что пользы — никакой. Так что единственно верный способ — отпугивание. И омский аэропорт в этом деле в числе передовиков.



Биоакустические или шумовые установки проверены временем. В Омске их 12, стоят по всему периметру. Программа воспроизводит крик раненых птиц, чем соответственно и пугает «залётных». В топе самых опасных для лайнеров — чайки, вороны, куропатки, коршуны. Орнитологическая обстановка в нашей воздушной гавани одна из самых сложных в стране. Омский аэропорт находится на миграционном пути пернатых — через дорогу заповедный парк «Птичья гавань». Специалистам время от времени приходится даже переселять колонии.

«Они берут вот эти гнёзда и переносят их в другое место с тем, чтобы переместить всю колонию. Мы видим, что это дает очень хорошие показатели, и чаек намного меньше, потому что чайки летают высоко. Раньше они находились в торце нашей полосы», — отметил гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Олег Селивёрстов.



Прервать полёт птиц в сторону лайнеров помогают и диско-шары, блики которых раздражают глаза пернатых, и воздушные змеи, и даже яркие аэромены. Но главное оружие против крылатого тарана — мобильный комплекс. Устройства для отпугивания, говорят специалисты, регулярно обновляют, иначе птицы могут привыкнуть. А небо всегда должно быть безопасным.

Фото: 12 канал.



Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

Поделиться новостью



Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 19:30.
Овертайм
Система Orphus