13:18, 15 ноября 2023
8 891

Какое наследие досталось омичам от светлейшего князя Александра Горчакова и его семьи?

Какое наследие досталось омичам от светлейшего князя Александра Горчакова и его семьи?
Об этом рассказывает книга «Поощряйте искусства…». Она вышла в музее им. Врубеля при поддержке фонда «История Отечества»
«Многие знают Горчакова как друга Пушкина, выпускника Царскосельского лицея, дипломата. В нашем издании он открывается с другой стороны — как коллекционер. Картинная галерея, которую собрал Александр Михайлович, имела если не мировую, то уж точно общеевропейскую известность. Сначала он покупал работы старых мастеров, а затем переключился на выдающихся художников XIX века, своих современников. Ему принадлежит фраза: «Поощряйте искусство! Это самый благородный способ тратить свои деньги»», — поделилась автор книги, искусствовед Елена Реутова.

Его коллекцию хранили и дополняли потомки, но после революции и национализации она была разрознена. Часть попала в музеи, часть была распродана. И проблема в том, что к нам многие работы из частных коллекций прибыли из столицы обезличенные — без указания названия и авторства, или оно было указано неверно. И многих трудов стоило узнать, откуда происходит та или иная картина, кто её создал, какова её история



Директор музея Фарида Буреева рассказала на презентации, что выпуску издания предшествовали почти 10 лет исследовательской работы автора книги Елены Реутовой и других сотрудников.



На данный момент в фондах нашего музея выявлено 13 работ, которые ранее находились в собрании государственного канцлера Александра Горчакова и коллекциях его потомков.


К слову, в Государственном Эрмитаже хранится 49 работ из собрания Горчаковых, так что омские 13 — это довольно весомый вклад в изучение этой значимой для истории искусства коллекции. И не исключено, что список может со временем увеличиться. Расскажем о тайнах, которые уже удалось раскрыть.



Одна из них связана с натюрмортом, выполненном в жанре vanitas, что переводится как «тщетность, пустота, суета». Всё, что изобразил художник, напоминает о быстротечности жизни и невозможности избежать смерти — плоды и цветы, которые быстро теряют свою прелесть, мыльные пузыри, человеческий череп. Как выяснили музейщики, автором работы является Мишель де Буйон — французский художник XVII века. И оказалось, что Горчаков этого не знал.



«Если обратиться к сохранившимся каталогам коллекции Александра Михайловича Горчакова, то картину авторства Мишеля де Буйона мы не найдём. Но зато там упоминается натюрморт другого автора — более известного голландского художника Яна ван Хейсума. И наши коллеги из Эрмитажа предположили, что, возможно, это и есть наш натюрморт — по теме изображения там указано то же самое: цветы, фрукты. Возможно Горчаков приобретал этот натюрморт как картину авторства ван Хейсума. Действительно, манера очень похожа. Если это так, то картина была приобретена Александром Михайловичем в 1849 году в Петербурге у маршана (торгового агента) по фамилии Дюбуа. А тот приобрёл её на одном из аукционов, где распродавались знаменитые коллекции герцогини Беррийской — дочери Франциска I, короля Обеих Сицилий, жены французского принца Шарля-Фердинанда», — сообщила Елена Реутова.



Надо отметить, что в XIX веке часто случались ошибки в атрибуции работ старых мастеров. Техники определения были не так совершенны, как сейчас, когда на службе у искусствоведов и лазеры, и интернет, и другие изобретения. Тем не менее и сейчас есть нерешённые задачи. Например, пока не удалось выяснить, кто создал работу «Святой Франциск Ассизский», которая тоже происходит из коллекции Горчакова. Авторство, которое было указано при поступлении картины в музей, не подтвердилось, поэтому пока табличка гласит, что это работа неизвестного автора XVII века.

Сам Горчаков тоже допускал вопросы по атрибуции, привлекал экспертов. В его рукописных каталогах приводится иной раз по три мнения по поводу авторства картины. Возможно, именно эти сложности подвигли князя переключиться на современных ему художников. И эта часть коллекции стала наиболее значимой.



Одной из тогдашних звёзд был Баренд Корнелис Куккук. В 1846 году Горчаков заказал этому художнику пейзаж, обратившись к нему лично. В России Куккук был популярен, потому что Александр II, ещё будучи цесаревичем, обратил на него внимание и приобрёл одну из его работ за шесть тысяч голландских гульденов. Аристократия тоже начала увлекаться его искусством. В разных коллекциях в России было до революции около 50 работ Куккука. В музее имени Врубеля есть две. Одна — из коллекции Горчакова.

«
Эта работа интересна тем, что сохранилась переписка между светлейшим князем и популярным художником. Александр Михайлович обратился к нему с просьбой написать пейзаж. Куккук предложил на выбор два варианта — зимний и летний. Куккук — представитель романтизма, ему была необходима для вдохновения буйная природа, атмосферные яркие явления. В поисках этой природы он уехал в Германию, в Клеве, где и жил до конца дней. Эта работа была выполнена там. Типичным сюжетом для его произведений были величественные деревья и маленькие фигурки людей. Эта некая символическая форма, которая говорит нам о незыблемости природы и слабости человеческой жизни в сравнении с этой природой», — рассказала Елена Михайловна.



Ещё одна работа современника Горчакова — «Горный ручей» Александра Калама. Он был одним из крупнейших живописцев XIX века, который оказал большое влияние на развитие жанра пейзажа. У него учились Иван Шишкин, Арсений Мещерский, Алексей Боголюбов. В разное время он обучил около 200 художников, что говорит о масштабе его личности. Горчаков купил эту картину в 1847 году через своих проверенных маршанов за 3 тысячи 200 франков. Это была довольно большая сумма за картину современного художника. Но известно, что, когда Калам умер и распродавались его этюды и эскизы, за несколько работ было заплачено 180 тысяч франков. Примечательна здесь и рама — она сохранилась с XIX века. Такие рамы в стиле николаевского рококо сам Горчаков заказывал для оформления своей коллекции.



Рядом — скульптура французского автора Альфреда Буше «К цели». Она была представлена впервые на Парижском салоне в 1886 году. Затем на всемирной выставке в 1889 года. Везде эта работа получала первые места. Она стала символом XIX века с его ускорением времени. Французское правительство заказало её большой бронзовый отлив, который находился в Париже в Люксембургском саду. Но во время немецкой оккупации она была разрушена. Сохранилась работа в небольших бронзовых отливах, один из которых выставлен в омском музее.

«Для нас она ещё и символ преемственности поколений, потому что это приобретение одного из потомков Александра Михайловича. Её купил младший сын князя Константин Александрович. Именно он построил особняк в Санкт-Петербурге, главной целью которого было размещение коллекции, собранной его отцом», — пояснила Елена Реутова.



Ещё две интересные работы из коллекции Горчаковых хранятся в фонде графики нашего музея имени Врубеля. Настоящее расследование по ним провёл старший научный сотрудник Игорь Глазов.

«Об авторе, который был указан при поступлении этого офорта в наш музей, не удавалось найти никаких сведений. Оказалось, что неверно была прочитана подпись. Я смог установить, что она сделана на французском языке, автор работы — Франц Шарле, это известный бельгийский художник, импрессионист. Его работы хранятся в музеях Франции, Бельгии, Америки. И оказалось, что в собрании нашего музея тоже представлено это имя. Есть ли его работы ещё где-то в России, неизвестно. Возможно, искусствоведы так же не могут прочитать подпись», — поделился Игорь Анатольевич.

Похожая ситуация была и с другой работой. В нижнем правом углу есть авторская подпись и после некоторых усилий удалось прочесть, что это Жюльен Село.



Он тоже бельгийский художник. Получил образование в Академии изящных искусств. Много ездил по Франции, по северной Африке. Очень любил изображать сельские пейзажи, виды городов.



«Установив автора, я заинтересовался также тем, что именно здесь изображено. Начал поиск. И на одном из антикварных салонов в Чехии удалось найти точно такой же лист, выставленный на продажу, ведь графические листы тиражировались. Там работа проходила под названием в дословном переводе «Старый паром на канале». Мне же было интересно, что это за архитектурное строение. Сначала никаких результатов поиски не давали, но когда я стал изучать достопримечательности Бельгии, то оказалось, что это сохранившиеся — до сих пор они существуют — крепостные ворота в городе Брюгге. Они называются Эзелпорт, что переводится как «Ослиные ворота». Через них на центральный городской рынок провозили товары крестьяне, которые везли их на телегах, запряжённых ослами. Таким образом, удалось определить и автора, и что изображено. В итоге мы изменили название работы на «Эзелпорт в Брюгге»» — отметил Игорь Глазов.



А этот портрет из запасников музея работы Николая Богданова-Бельского — часть непосредственной истории семьи Горчаковых т. К услугам этого художника прибегали многие аристократы, желавшие получить парадные портреты. Изображён здесь Александр Константинович Горчаков, внук канцлера.

«О
братите внимание на костюм. Его нельзя назвать повседневным. Это костюм в так называемом колониальном стиле. Такую одежду открыли для себя европейцы, которые посещали экзотические места, например, Африку. Здесь характерные светлые ткани — хлопок или лён. Яркий аксессуар — красивый шарф на поясе. Широкополая шляпа с москитной сеткой, высокие сапоги. Из его биографии мы узнали, что Александр Константинович действительно дважды бывал в Африке, участвовал в сафари. Этот портрет ещё напоминает о счастливом периоде семьи Горчаковых, когда все живы, все вместе. Александр Константинович здесь молод. Но буквально через несколько лет, в 1916 году, он погибнет на фронте Первой мировой. Он очень хотел исполнить долг перед родиной, отправился на войну, возглавлял один из перевязочных отрядов российского отделения Красного креста. И в одной из атак он, помогая раненым, сам был смертельно ранен. А вскоре, после революции, оставшиеся в живых Горчаковы покинули Россию, повторив трагический путь многих эмигрантов», — рассказала Елена Реутова.




Все 13 работ из коллекции Горчаковых, которые хранятся в Омском музее им. Врубеля, а также их истории, архивные фотографии и документы можно найти в книге «Поощряйте искусства…». Она поступила в омские библиотеки. А в музее тем временем продолжается исследовательская работа, посвящённая изучению других коллекций. Хочется верить, что новое издание не останется одиноким, а станет началом целой серии подобных книг.

Текст и фото: Наталья Семенова.

По теме:
Омичи могут увидеть работу художника, выполнявшего личные заказы кардинала Ришелье От мистера Панча до Дюймовочки — омичам показали пять этажей театральных кукол со всего света

Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

Поделиться новостью



Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 19:30.
Овертайм
Система Orphus