Любовь и горе, надежда и отчаяние: чеховский «Вишнёвый сад» поставили в театре «Студия» Л. Ермолаевой»
![Любовь и горе, надежда и отчаяние: чеховский «Вишнёвый сад» поставили в театре «Студия» Л. Ермолаевой»](/upload/iblock/7dd/nglx66y0c31voqz2pz15ldvo5g44mwya/DI6N74p4Ekk.jpg)
Как декорации, костюмы, музыка и свет создают атмосферу постановки и работают на воплощение режиссёрского замысла.
Первым на сцене появляется Фирс, который медленно бредёт по скрипучему полу через пустую гостиную, сматывая нить в клубок. Эта нить словно пуповина, которая связывает старого слугу со старым домом.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(6).jpg)
Автор постановки Сергей Волков отмечает, что проблемы, которые поднимает «Вишнёвый сад», актуальны и сейчас. Время действия в чеховской пьесе — это время слома, смены одной эпохи со своими ценностями и устоями другой эпохой, которая приносит людей новой формации.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(32).jpg)
И те, кто привык жить по-старому, не понимают смысла перемен, не принимают их.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(30).jpg)
Убранство сцены лаконично. Здесь два стула, небольшой столик, шкаф и диван. Границы комнаты обозначены шатающимися шестами, причём их только три. Отсутствие четвёртого не случайно — это показывает, что конструкция дома и всего мира, в котором живут обитатели поместья, неустойчива.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(29).jpg)
Но герои в это не верят. Раневская даёт Лопахину пощёчину, когда он предлагает вырубить старый вишнёвый сад и отдать землю в аренду под дачи. Для него ясно, что это отличное решение, которое поможет владельцам выплатить все долги и сверху хорошо заработать. Но для них это неприемлемо. В их картину мира вырубка сада не укладывается.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(28).jpg)
«Лаконичное пространство — это метафора. Люди на этом небольшом пространстве проживают свою жизнь, со страстями, с эмоциями. Доски немножко ходуном ходят и скрипят. Пол — это символ стареющего дома, совершенно непригодного для проживания. А герои цепляются за старый дом, старую жизнь, они думают, что всё это будет продолжаться. На самом деле, этого не произойдёт», — говорит Сергей Борисович.
Пока роковой час не пробил, в доме продолжаются танцы, играет музыка, завязываются отношения.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(34).jpg)
«Мне очень нравится та эпоха, платья. И играть очень интересно. Дуняша сначала такая нежная, всего боится, у неё трясутся руки, она плачет, молится, вздрагивает от любого шума. А потом появляется Яша — и она резко меняется. Происходит неожиданное развитие роли — она и блюдечки бьёт, и садится к нему на колени, и обнимает. И ещё я рада, что здесь выпала очень редкая возможность сыграть на сцене любовь со своим супругом. Сергею Борисовичу большое спасибо! Он позволяет нам настоящие чувственные проявления. А в итоге у Дуняши сказка заканчивается», —поделилась актриса Ангелина Лыкова.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(37).jpg)
Вместо того, чтобы экономить оставшиеся средства, владельцы поместья устраивают балы и пикники.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(15).jpg)
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(17).jpg)
Здесь старый дворецкий Фирс заботится о давно взрослом Гаеве, как о малом ребёнке: уговаривает пить молоко, за руку уводит спать, приносит на берег реки пальто, чтобы он не простудился.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(21).jpg)
«Гаев оторван от реальной жизни, живёт наивными представлениями. Ему открытым текстом говорят, как обстоят дела, а он не понимает. Но мне не хотелось его делать глуповатым. Мне хотелось показать его трогательное отношение к сестре и к тому, что в итоге случилось. Если его монологи разобрать по тексту, они очень правильные. Но он говорит невпопад. Он не глупый — он нелепый. Это большой ребёнок, несмотря на то, что ему 51 год. Я хочу показать его добрым и трогательным», — рассказал актёр Виталий Романов.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(20).jpg)
Как создать глубину и объём небольшому пространству сцены, придумал художник-постановщик Андрей Никитинских. Фононовый занавес представляет собой сетку, за которой размещены зеркала и подсветка. По ходу повествования зрители могут представить, что вокруг дома находится вишнёвый сад, а если действие перемещается на берег реки, то задник становится небом.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(16).jpg)
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(19).jpg)
Костюмы создали в стиле XIX века. Особенно хороши «парижские» наряды Раневской. Контрастируют с ними простые образы Вари.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(22).jpg)
Световое оформление тоже символично. В первой части спектакля мы видим синий фон — цвет мечты, верности, постоянства.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(13).jpg)
Когда происходят торги и имение всё-таки продают, а сад идёт под топор, фон меняется на красный — цвет пожара, активный и роковой цвет. Человек новой формации — Лопахин — ликует, а Раневской и Гаеву, не захотевшим отдать территорию поместья под дачи, потому что «это пошло», остаётся только горевать.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(11).jpg)
«Мы все, в принципе, живём в иллюзиях, как и герои «Вишнёвого сада». Сцена в конце чёрная — это сад опустевший, — комментирует художник Андрей Никитинских. — Лопахин у Чехова говорит, что всё в поместье надо менять, старый дом снести. Почему менять? Он человек, который в этом не вырос, это не впитал, для него это не так ценно, как для тех людей, которые здесь родились и прожили всю жизнь. Мы их любим, этих представителей уходящей эпохи, хотя понимаем, что они безнадёжны в том смысле, чтобы выжить в этой жизни. Но они — люди. Лопахин тоже человек, но другой».
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(8).jpg)
Большое влияние на атмосферу постановки оказывает музыкальное сопровождение.
«Я безмерно благодарен композитору Игорю Есиповичу, потому что он так трепетно отнёсся и написал такую щемящую музыку. В отдельные моменты особенно пронзительное звучание. Он большой молодец! Очень хорошо попал», — сказал режиссёр.
Композиция спектакля циклична. Мы снова видим Фирса в пустом доме. Он не ропщет на судьбу, не переживает, что с ним будет, лишь тревожится, что хозяин, уезжая навсегда, не взял достаточно тёплых вещей.
![](/pics5/Вишневый%20сад%20в%20театре%20Ермолаевой%20(7).jpg)
Премьеру представят зрителям 19 апреля в 18:30 и 20 апреля в 18 часов. Возрастной ценз 16+. Работу с классикой театр продолжит, далее планируются постановки по «Повестям Белкина» и «Каштанке».
Текст и фото: Наталья Семенова.
По теме:
Подписаться на канал Яндекс.Дзен
Подписаться на канал Телеграм
Теги
Поделиться новостью
По теме