Из Омска в легендарную Мангазею: новое путешествие яхты «Сибирь»

Из Омска в легендарную Мангазею: новое путешествие яхты «Сибирь»
Капитан Сергей Щербаков рассказал 12 каналу о планах на сезон 2024 года.
— Сергей Борисович, яхту «Сибирь» уже спустили на воду, и у вас, как я знаю, уже есть план нового большого приключения. Вы уже побывали и на Северном, и на Южном полюсах, совершали кругосветку. Какой маршрут вы хотите пройти теперь и почему выбрали именно его?

— Мы собираемся в Мангазею. В этом году исполняется 450 лет с того момента, как царь Иван Грозный выдал жалованную грамоту уральским купцам Строгановым на освоение и присоединение к России восточных склонов Уральских гор и дальнейшее продвижение на восток. До этого были, конечно, отдельные вылазки за Урал. Но этот документ положил начало открытию и присоединению Сибири к Российскому государству. Это меня и заинтересовало. Я решил пройти по пути первопроходцев, которые шли на восток.



За Уралом тогда правил хан Кучум, он то сотрудничал с Российским государством, то совершал набеги, беспокоил. Этой грамотой купцам приписывалось строить крепости, остроги для защиты от набегов и для расширения границ. Строгановы наняли Ермака Тимофеевича и тот со своими казаками двинулся в Сибирь через Урал, по уральским рекам. Дело в том, что с Уральских гор одни реки текут в Европу — в Волгу, Каму. А другие — сюда, на восток. Это Тавда, Тобол и так далее. Ермак по Тоболу вышел в Иртыш, а недалеко от слияния рек находилась столица Кучума Искер, километрах в 20-30 от нынешнего Тобольска. Ермак этот Искер захватил, Кучум бежал. Так, с Ермака и началось продвижение в Сибирь через Урал.

Был и другой путь. Ещё в XVI веке поморы ходили сюда на кочах — шли через Белое море, заходили в Байдарацкую губу, потом через Ямал суда переносили волоком. Затем пути и поморов, и Ермака сходились — они попадали в Обскую губу, потом в Тазовскую губу и поднимались вверх по речке Таз около 270-280 км. Там и был основан в 1601 году первый русский заполярный город Мангазея. Это были ворота на восток — опорный пункт для продвижения вглубь Сибири, до Тихого океана. Я хочу дойти до этих ворот по пути первопроходцев.



В Мангазее шла торговля пушниной — мягким золотом, и город приносил Российскому государству огромный доход. Но здесь стали появляться англичане и голландцы, которых тоже интересовала пушнина. Ручейки доходов потекли на Запад, и в 1619 году царь Борис Годунов запретил вывоз пушнины водным путём через Мангазею. Город пришёл в упадок и к концу XVII века исчез. Сейчас на этом месте ведутся археологические раскопки, находят очень много ценного. Интересная история. Мы планируем в неё погрузиться под флагом Русского географического общества.



— Когда планируете стартовать?

— Старт будет 7 июля, в День речника. Мы отправится от «Омской крепости». Путешествие займёт три месяца. Экспедицию поддерживает правительство Омской области. Создан оргкомитет, в который вошли представители различных министерств и ведомств. Ведь нам нужна и техническая подготовка, и продовольствие, и проработка маршрута, и обеспечение безопасности, и медицинское обслуживание. Взаимодействуем с учреждением «Обь-Иртышводпуть» — оно обеспечивает судоходство и судоходную обстановку на Иртыше. Маршрут проходит по территориям четырёх регионов — это Омская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Вернёмся примерно 5 октября.



— Часто ли планируете останавливаться?

— У нас уже есть график движения, и везде мы будем на остановках проводить встречи с населением. Основная наша цель — просвещение. А остановки сначала будут в Омской области — Большеречье, Тара, Знаменское, Тевриз, Усть-Ишим. Будут просветительские лекции, подготовленные Русским географическим обществом, показ фильмов о наших прежних экспедициях — в Антарктиду, вокруг света и так далее. В Тобольске тоже будет встреча. Потом Ханты-Мансийск, Октябрьское, Берёзово, где во времена Петра I князь Александр Меньшиков был похоронен с семьёй. Нам нужна помощь и местных администраций, чтобы провести эти встречи. Чтобы этот след через 450 лет проявился. Хотим рассказать людям, на какой земле они живут. Воодушевить, ведь они потомки первопроходцев.

Потом доходим до Мангазеи, но там ничего сейчас нет, остановку сделаем немного дальше — в селе Красноселькуп. Назад идём тем же маршрутом. Но только в Обской губе, когда туда пойдём, планируем зайти в Ямбург, на обратном пути — в Новый порт.



— Кто будет в команде, кроме вас?

— У нас принцип какой — кто работает, тот и идёт. Когда яхту строили, кто строил, тот и пошёл в первое плавание. Сейчас подготовкой занимались всю зиму и продолжаем заниматься. Основной костяк — это экипаж яхты «Сибирь». Старший помощник капитана — Владимир Заздравных, второй помощник капитана — Николай Терлеев. Матросы — члены экипажа, которые зимой приходили, работали. Всего 5-6 человек. Это на прогулку мы можем взять 10-12 человек. Но на длительный период надо, чтобы у каждого было личное пространство, и вещи, и продукты питания, и топливо. Надо обеспечить и круглосуточное движение судна, по вахтам расписать. Оптимально 5, ну 6 человек. На некоторых этапах у нас будут временные члены экипажа из разных регионов.



— Вы сказали, что на яхте нужно было работать зимой? Что именно делали?

— Яхта «Сибирь» зимует в эллинге на «Зелёном острове». Там же готовится к новому сезону. Корпус деревянный, поэтому он требует покраски, ремонта каждый год. Плюс нужно оборудование в зависимости от маршрута. Когда ходили в Антарктиду, у нас было оборудование по нулевой, самой сложной категории: это и волна, и ветер, и отсутствие убежищ, и низкая температура воды и воздуха. Сейчас категория 2-3. Опреснитель нам не нужен в этот раз. Будет спутниковая связь, навигация, электронная картография и так далее. Это всё у нас осталось от экспедиции в Антарктиду, только приводим в соответствие, обновляем программное обеспечение. Экспедиция продлится три месяца, а подготовка уже идёт год.



Тут же, в эллинге, зимуют детские яхты. Вот на таких дети начинают учиться ходить под парусом. У нас занимаются ребята с 8 до 18 лет.



Кстати, воспитанники яхт-клуба не только получают награды на различных гонках, но имеют и другие таланты, например, сами нарисовали картину, которая украшает учебный класс вместе со скульптурой Александра Капралова. Здесь хранятся в том числе награды «Сибири». Вот эту стилизованную яхту мэр Шербура вручал за гонки, в 2005 году, мы первое место завоевали в Tall Ship’s Races, это международная регата больших парусных кораблей.



Вот эту экс-президент Литвы Бразаускас мне вручал в 2009-м тоже за Tall Ship’s Races.



Шашку казаки на Волге вручили.



— Сколько лет вы уже ходите на яхте «Сибирь»?

— «Сибири» в этом году 27 лет. 31 мая 1997 года было первое путешествие — из Омска до Санкт-Петербурга и вокруг Скандинавии. Всего яхта «Сибирь» прошла около 260 000 км, это больше 150 тысяч морских миль и посетила 50 стран. Если говорить о расстоянии, которое мы прошли, то это примерно две трети пути до Луны. Это наша жизнь.



— А был какой-то момент, который больше всего врезался в память?

— Оверкиль на Аляске в 2000 году. Это было самое страшное. Яхта полностью перевернулась. Была волна высотой 10 метров, ветер 30 м/с. Каждая мачта в двух местах сломана. Спаслись сами. Яхту перевернули. Она воды не набрала — у неё конструкция специальная, заход сверху, как в подводной лодке, люк 60 на 60 см. Дошли до острова Кадьяк. Американцы два дня мачты варили, 60 долларов в час брали. Помогли наши регионы — Омская область, Ханты-Мансийская, Салехард. Восстановились за 2 недели. И дальше пошли, и кругосветку закончили.



— Впечатляющая история! А если вернуться к этому сезону, что ещё планируете успеть, помимо путешествия в Мангазею?

— Пока экспедиция не началась, участвуем в гонках. 9 мая провели «Бессмертный полк» на Иртыше. Это очень значимое мероприятие, проходит уже не первый год. В этом году 12 яхт участвовало с «Сибирью» во главе. В День России, 12 июня, будет парад судов на Иртыше.

После этого, также в июне, организуем в Черлаке международный спортивный лагерь. Мы привозим яхты в Черлакский затон, он очень хороший. Дети из Омска идут походом по Иртышу. И из Павлодара привезут детей на автобусе. Всего будет около 50 ребятишек. Местные дети тоже приходят, тоже их обучаем парусному спорту в течение этой недели. Лагерь такой проводит с 2017 года после того, как в 2016 году сходили в Павлодар — у нас была реконструкция похода Бухгольца. И павлодарский дом географии очень заинтересовался темой яхтинга, так и родилась идея совместного лагеря с нашими и павлодарскими детьми.

В августе подобную смену проведём в Таре, на озере Петровском. В прошлом году у нас там были детишки из Стаханова. Рядом с озером находится лагерь «Лесная поляна» — очень удобно. Глава администрации заинтересовался, предложил создать филиал нашего клуба на Петровском озере, обратился к губернатору. Идёт процесс. Надеюсь, всё будет успешно.



Текст: Наталья Семенова.
Фото: Наталья Семенова, Сергей Щербаков.

По теме:


Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм




Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 11:00.
Овертайм
Система Orphus