Как защищают самолёты от птиц в омском аэропорту и что ещё делают сотрудники аэродромной службы

Как защищают самолёты от птиц в омском аэропорту и что ещё делают сотрудники аэродромной службы
Мы продолжаем серию материалов, посвящённую 95-летнему юбилею омского аэропорта.
«Аэропорту в Омске 95, а нашей службе уже исполнилось 100 лет. В Главном Управлении ВВФ РККА 24 марта 1924 года и был создан специализированный отдел аэродромного строительства, на который возлагалось решение вопросов, связанных с организацией проектирования и строительства аэродромов, а также сооружений различного характера и предназначения на аэродроме», — рассказывает начальник АС омского аэропорта Анатолий Фирсенко.

Почти целую стену в рабочем помещении занимает стенд с историей подразделения.



Первый аэродром в Омске начали строить в 1926 году. С тех пор и по сей день важную роль в его работе выполняет аэродромная служба, которая обеспечивает поддержание лётного поля аэродрома (взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек, перрона и мест стоянок воздушных судов) в постоянной эксплуатационной готовности для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов.



Сотрудники АС обеспечивают безопасность полётов в любое время года, суток и при любой погоде. Для этого используется различная техника, которая позволяет быстро и тщательно произвести очистку аэродрома. Подготовка покрытия — это не только работа современных уборочных машин. Это целый комплекс мероприятий и чётко спланированные действия всей службы. Работа здесь всегда была непростая, но очень ответственная.



Сейчас в аэродромной службе омского аэропорта трудится 25 человек. На фото только одна смена.





Используют для работы сотрудники АС самую современную технику. Ведь даже при обычной уборке снега на лётном поле нужно соблюдать определённые правила. Например, нельзя создавать сугробы возле взлётно-посадочной полосы. Если самолёт неожиданно выкатится за её пределы, он не должен встретить препятствий, которые могут причинить судну повреждения.





Сейчас, после схода снега, пришло время обновить разметку на полосе. Делается это с помощью вот такой спецмашины.




Краска используется специальная, она предназначена для создания разметки на аэродромах.





Если есть необходимость поправить разметку вручную, то рабочий передвигается на велосипеде. В корзину как раз помещается ведро с краской.





«Ночью командир воздушного судна ориентируется на огни, а днём — на знаки маркировки. По ним определяются зоны приземления, торможения, остановки», — поясняет Анатолий Фирсенко.




Ещё одна суперважная задача аэродромной службы — определять коэффициент сцепления на взлётно-посадочной полосе: слишком скользкую использовать нельзя. Замеры проводят с помощью вот этого прицепа с электронной начинкой. Колёса здесь разной толщины, потому что более узкое имитирует шасси самолёта.




В состав аэродромной службы входят инженеры по орнитологическому обеспечению безопасности полётов. Их задача — защищать птиц и самолёты друг от друга. Если птица попадёт в двигатель, это может привести к аварии. Чем больше птица, тем больше проблем она может причинить. Много лет назад был случай, когда самолёт столкнулся с крупной птицей, и был пробит носовой обтекатель. Раньше на аэродромах разрешалось отпугивать пернатых огнестрельным оружием, теперь оно не используется.


В нынешнем арсенале у борцов с птицами другие средства:
- биоакустические приборы, воспроизводящие звуки выстрелов, голоса хищных птиц, а также птичьи крики тревоги и бедствия;
- гром-пушки, отпугивающие птиц громкими выстрелами в воздух;
- более 300 зеркальных подвесных шаров;
- пусковое устройство под сигнальные ракеты (свето-звуковые);
- шумовые револьверы;
- ловушки для ворон, чаек, серой куропатки (пойманных птиц отпускают за пределы территории);
- воздушные змеи в виде хищных птиц;
- надувные динамические отпугиватели (аэромены);
- радужные ленты.



Ловят птиц и мелких грызунов вот в такие сетчатые лучки.



«Два автомобиля для службы орнитологии — это наше ноу-хау, — рассказывает Анатолий Фирсенко. — Птицы привыкают, если шумовая установка стоит на месте, они же не глупые. Стационарные установки мы периодически передвигаем. А здесь решили сымитировать ружьё. Сначала прикрутили гром-пушку на тележку, потом заказали автоприцеп, тут всё хорошо закреплено. В трубу подаётся газ, внутри есть пьезоэлемент, нажимаешь в машине кнопку — и происходит хлопок. 110 децибел. Чтобы воздух по время движения не выдувал газ, сделали чехлы на пушку, а на трубу приварили защитную насадку».



На самой машине установлены динамики, которые транслируют крики птиц. Интересно, что сначала звуки призывные, чтобы все птицы, которые есть в окрестностях, собрались вокруг, а после звучит сигнал тревоги, спугивая всю стаю. Такие машины проезжают по полосе перед каждым взлётом или посадкой.



На поле стационарные гром-пушки стреляют по часам.



График устанавливается в зависимости от расписания воздушных судов.



Некоторым гром-пушкам «помогают» аэромены. Вентилятор, поднимающий их, тоже включается по таймеру, ночью фигуры ещё и подсвечиваются.



А вот зеркальный шар, совсем как на дискотеке. Солнечные зайчики тоже отгоняют пернатых.



Сверху летает на привязи искусственный коршун.



«У нас бывают здесь ласточки, куропатки, чайка речная, баклан, вороны, сороки, коршуны, кобчики, пустельга, совы. Заключён договор с ОмГПУ, оттуда три раза в месяц приходит орнитолог и делает камеральную обработку — переписывает, где какая птичка и потом отдаёт нам отчёт. Мы ориентируемся в работе на сезонное поведение птиц. Ещё здесь зайцы бывают, лисы, корсаки. Лис отлавливаем, не причиняя вреда, потом минприроды их вывозит в лес. Корсаков не трогаем — они сюда не ходят и помогают нам с куропатками бороться», — сообщил Анатолий Фирсенко.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, как появился омский аэропорт и куда приземлялись самолёты, пока его не было, а также о том, кто включает омские огни аэродрома. Впереди материал об обслуживании воздушных судов.
Текст: Наталья Семенова.
Фото: Наталья Семёнова, омский аэропорт.

По теме:


Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

Поделиться новостью



Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 19:30.
Овертайм
Система Orphus