Посетители центра «Эрмитаж-Сибирь» смогут услышать «Сказ об укокской принцессе и ледяных богатырях»
Это лекция Ирины Симоновой, которая пройдёт в рамках работы выставки «Золото древних степей».
В экспозиции представлены искусно сделанные украшения, одежда, посуда и оружие, которым больше двух тысяч лет. Это археологические находки, относящиеся к скифо-сибирскому миру, их привезли из разных музеев России. Для тех, кто хочет больше узнать о загадочных древних кочевниках и их культуре, на выставке проводят экскурсии и даже публичные лекции.
Одну их них подготовила куратор проекта «Золото древних степей» (0+) и замдиректора музея им. Врубеля Ирина Симонова. Свою лекцию (14+) она решила посвятить одному из самых удивительных разделов выставки, где показаны предметы пазырыкской культуры, которая существовала на Алтае в раннем железном веке. Специально для 12 канала Ирина Симонова рассказала, в чём уникальность этой культуры.
— Что отличает пазырыкскую культуру от других?
— Уникальность её в том, что в вечной мерзлоте, на высокогорных плато Горного Алтая в курганах сохранились вещи из органических материалов. Это сразу сделало её неповторимой и единственной в своём роде. О пазырыкской культуре стало известно ещё в 1930—1950 годы. Исследования вели известные советские археологи Грязнов, Руденко. Тогда ещё не было совершенных методов консервации, реставрации, и не всё можно было сохранить. Но даже тогда эти находки стали сенсацией. Большая их часть сейчас хранится в Государственном Эрмитаже. Там есть, например, полностью сохранившиеся деревянные колесницы, деревянные подставки. Есть даже мумии. Правда, с ними случился казус: при взаимодействии с кислородом пошла химическая реакция и они все почернели.
О том, что эти люди были покрыты татуировками, стало известно только недавно, в 2005 году. Новой ступенькой в изучении этой культуры стали находки 90-х годов ХХ века. Это была уже другая археология, которая позволила приблизить к нам прошлое, словно заглянуть в глубину веков. Есть интересные воспоминания участников экспедиции на плато Укок, где как раз нашли ту самую укокскую «принцессу» (в кавычках, потому что она была не принцессой, а шаманкой, как мы сейчас знаем). Члены экспедиции вспоминали, что они сняли с мумии одежду и стали полоскать её в речке. И удивительным было осознание того, что в последний раз эту одежду надевали 2,5 тысячи лет назад.
— А зачем они полоскали её в реке?
— Эту процедуру порекомендовали реставраторы, потому что чистейшая вода высокогорных рек, ледяная, она смывает лишние загрязнения и даёт эффект консервации. Органику нельзя сразу сушить. Когда археологи нашли эту линзу льда, в которой и сохранилось захоронение, они её понемножку растапливали, поливая кипятком из чайника. Использовать тепловую пушку было нельзя, при высушивании все вещи сразу распались бы в прах.
— На выставке у нас представлены как раз находки 1990-х годов?
— Да, укокскую «принцессу» нашла в 1993 году Наталья Полосьмак, а её муж Вячеслав Молодин двумя годами позже в другом месте, но тоже на плато Укок, нашёл хорошо сохранившееся захоронение знатного воина. Это была экспедиция Института археологи и этнографии Сибирского отделения РАН. Они находятся в академгородке в Новосибирске.
Обе мумии и найденные вместе с ними вещи, долгое время хранились в Новосибирске. Но в 2003 году на Алтае случилось Чуйское землетрясение. В нём никто из людей не погиб и даже не пострадал, хотя был разрушен посёлок Бельтир Кош-Агачского района. И после этого землетрясения алтайцы начали говорить, что это принцесса мстит из глубины веков, это их прародительница, и нужно вернуть её на родную землю.
В итоге с сентября 2012 года мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина в Горно-Алтайске. Там для неё сделали саркофаг с особым климатом, посетители могут увидеть её только по определённым дням.
— А она не почернела, как предыдущие находки?
— Как только была найдена эта мумия, археологи вызвали специалистов из московского Института биомедицинских технологий (этот тот самый институт, который занимается сохранением тела Ленина). Они дали все необходимые рекомендации, как её сохранить. Её обработали специальными полимерными пропитками.
На ней и была та самая одежда, которую полоскали в горном ручье. Оригинальные вещи находятся в Новосибирске, а у нас выставлена реконструкция её костюма. Одета она была в шерстяную юбку, сшитую из трёх горизонтальных полос ткани — красной, белой и красной. Белый цвет со временем пожелтел. Был пояс из шнура. А также на ней была рубаха из дикого индийского шёлка. На ногах у шаманки были высокие сапоги-чулки, украшенные аппликациями. И был очень интересный высокий головной убор, в создании которого использовали её собственные волосы.
— Интересно, как этот шёлк попал на Алтай?
— Да, тема очень любопытная. Дело в том, что на Алтае носители пазырыкской культуры жили всего 50 лет. Они откуда-то туда пришли и потом куда-то ушли. Но больше нигде, кроме Алтая, следов их жизни не найдено. При этом на Алтае их сохранилось довольно много. Причём есть версия, что линзы льда, благодаря которым погребения дошли до нас в хорошей сохранности, могли быть искусственными. То есть они могли знать о таких свойствах льда и специально заливать захоронения водой.
Сами люди пазырыкской культуры принадлежали к разным народам. Как правило, вожди были европеоидами. Тот мужчина, захоронение которого нашёл Молодин, был высоким, метр девяносто, русоволосый. А укокская «принцесса», когда была сделала реконструкция её внешности, оказалась представительницей древней палеосибирской культуры. Её ближайшими родственниками являются современные телеуты.
— А что про неё ещё удалось выяснить?
— Ей было не очень много лет, 25-27, когда она умерла от онкологии. У неё была четвёртая степень рака груди. Нашли и другие болячки, целый букет. Ещё в детстве она переболела остеомиелитом, из-за этого, возможно, она и стала шаманкой. Считается, что на будущего шамана всегда снисходит некая мистическая болезнь. Благодаря этому он начинает общаться с потусторонним миром, с духами.
Понятно, что у неё были очень сильные боли. Она, скорее всего, употребляла для обезболивания одурманивающие вещества. Ещё Геродот описал, что у скифов был обычай воскуривать коноплю. Они ставили курильницу с раскалёнными камнями, бросали на эти камни конопляные зёрна, накрывались шкурами и дышали этим паром. Наверняка, ей тоже приходилось так делать.
Также незадолго до смерти, во время последней кочёвки, она, видимо, упала с лошади. У неё обнаружили следы сильных ушибов — висок, плечо, бедро, рука. Кстати, правая рука у неё к тому времени уже не работала, она была парализована. Последние месяцы жизни эта женщина провела в зимнике — избушке на высокогорном плато. Почему они туда поднимались на зимовку? Сильный ветер сдувал снег и скот мог пастись самостоятельно, сено они не заготавливали.
Интересно, что над захоронением шаманки сверху было ещё одно захоронение — мужчины, который был ритуально убит. Скорее всего, это был тот самый человек, слуга или раб, который ухаживал за ней при жизни. Он не мог быть её мужем, она никогда не рожала, судя по всему, у неё был обет безбрачия. Кстати, с её узкими бёдрами роды она, скорее всего, бы не пережила. Так вот, его убили, чтобы он помогал ей и в загробном мире.
И интересно, что именно он защитил её погребение. Грабители раскопали первую могилу, достали оттуда всё, что было можно, а глубже копать не стали. Решили, наверное, что больше там ничего нет. А глубже там был сруб, в нём была колода из лиственницы, в которой лежала мумия шаманки.
Созданы пазырыкские захоронения очень тщательно. Сначала копалась большая яма трёхметровой глубины, потом строили в этой яме сруб — домик, похожий на зимник, иногда используя брёвна из реальных зимников. И в этот сруб ставили колоду — гроб из цельной лиственницы, украшенный изображениями оленей. Мумия была укрыта покрывалом.
— Как мумифицировали тела?
— Это делалось по-разному в зависимости от важности персоны. Эта укокская шаманка была мумифицирована «по полной программе». У неё достали мозг, все внутренности. Все это было смешали с травой и шерстью в однородную массу, потом вернули в полости и зашили конским волосом. А у мужчины просто вынули внутренности и зашили разрезы. Поверхность тела обрабатывали ртутью, которая служит консервантом. На Алтае большие запасы ртути, и пазырыкцы знали о её свойствах.
Мумификация была нужна ещё и потому, что они хоронили своих умерших всего два раза в год — в межсезонье, когда, как считалось в древности, грань между мирами самая тонкая.
— Если костюм шаманки на выставке представлен реконструированный, то наряд воина здесь оригинальный? Это на самом деле вещи, которым 2,5 тысячи лет?
— Да, мужской костюм оригинальный, он потому и лежит в закрытой витрине с климат-контролем. Очень интересный здесь войлочный головной убор с навершием в виде головы птицы. На нём нашиты деревянные фигурки то ли коней, то ли оленей. Скифы считали, что именно олени доставляют человека в загробный мир. И в захоронениях нередко находились кони в масках оленей. Видимо, реальных оленей добыть было сложно.
А у этих фигурок на шапке есть отверстия на голове и в задней части туловища, чтоб туда можно было вставить или лошадиные уши, или рога оленя, а хвост мог быть также лошадиный или олений. Кроме того, считалось, что кони понадобятся хозяевам в загробном мире. С укокской шаманкой были похоронены девять коней, а с этим воином — шесть коней.
Одет мужчина был в шубу из овчины с отделкой из сурка. На рукавах этой шубы были завязочки, чтоб руки не мёрзли, а под мышками — прорези. Если нужно сделать какую-то точную работу, можно было через прорези руки просунусь, а потом обратно спрятать. Шуба надевалась на голое тело. В тёплое время года они могли её скидывать и носить только на поясе. Они подпоясывались двумя ремнями, на одном висел горит — кожаный футляр для лука и стрел. Он тоже представлен в витрине.
На ногах у этого воина были короткие штаны из шерстяной ткани, которые заправлялись в войлочные сапоги-чулки. Штаны держались на теле с помощью пояса, который тоже имел ритуальное значение.
У пазырыкцев были очень качественные войлоки. Здесь можно увидеть и войлочные украшения для конского снаряжения в форме рыб. На подстилке для седла изображены крылатые собаки. Они напоминают иранских симуранов или славянских семарглов.
— А что изображалось на татуировках у представителей пазырыкской культуры? Какие они использовали образы?
— Чаще всего у мужчин на руке возле большого пальца была татуировка в виде петуха или глухаря, а у женщин были татуировки в виде куриц. Исследователи считают, что они связаны с брачной символикой, и эти татуировки делали при вступлении в брак. У укокской шаманки вместо курицы на большом пальце был фантастический зверь. Это уже относит её к особым людям.
Вообще в культуре скифо-сибирского мира много сложных образов. Дело в том, что это дописьменная цивилизация. И в этих рисунках были зашифрованы представления об окружающем мире, мифология. Мы не можем сейчас сказать, что именно означал тот или иной образ.
На выставке есть очень интересная вещь — бляха из сибирской Коллекции Петра I, к нам её привезли из Эрмитажа. У этого зверя голова грифа, ноги лошади, хвост заканчивается головой грифа. Рога на голове в виде голов грифов, задняя нога представляет собой барана, которого в клюве держит птица. В шею вписан ещё один гриф.
Я уже говорила, что у пазырыкцев был неоднородный расовый состав. Но у них были одинаковые украшения, одежда, татуировки — всё это определяло в древности принадлежность человека к какой-то общности. Учитывая обилие изображений грифов, можно предположить, что люди отождествляли себя с этими птицами. Геродот писал, что далеко за Рифейскими горами (возможно, имелись в виду Уральские) живут стерегущие золото грифы. Может, имеются в виду как раз скифы.
— И об этом всём это рассказывается на лекции об укокской принцессе и ледяных богатырях?
— И об этом, и о многом другом. О современных находках, о новых данных исследований, о том, как отделить мифологические представления от реальных фактов. Ближайшая лекция будет 15 августа, в День археолога.
Добавим, что о выставке «Золото древних степей» можно подробнее узнать здесь и здесь.
Текст и фото: Наталья Семенова.
Текст и фото: Наталья Семенова.
По теме:
Подписаться на канал Яндекс.Дзен
Подписаться на канал Телеграм
Теги
Поделиться новостью
По теме