19:35, 15 апреля 2025
2 945

В Омский музей им. Врубеля на время вернулась «Воронежская Джоконда»

Речь о картине Елены Киселёвой «Маруся», которая станет жемчужиной выставочного проекта «Была эвакуация...» (0+).
В 16 ящиках в Омск из Воронежа приехали 34 работы. Чтобы шедевры добрались из музея в музей в целости и сохранности, для каждой картины не пожалели пенопласта, бумаги, плёнки и скотча.



Теперь всё это нужно аккуратно снять.


И вот из-под слоёв упаковки появляется красавица «Маруся» — знаменитое произведение Елены Киселёвой.

«Его сейчас называют «Воронежская Джоконда». Оно считается одной из лучших работ Елены Киселёвой, любимой ученицы Ильи Репина. Прекрасная художница Серебряного века», — отмечает замдиректора Омского музея им. Врубеля Ирина Симонова.



Эта картина уже бывала в нашем городе — в годы войны, в эвакуации. Воронеж был практически разрушен бомбёжками, оставленные там экспонаты погибли, но вывезенные в Омск коллекции уцелели и после окончания войны вернулись домой.

«Мы своей судьбой, продолжением существования нашего музея обязаны музею Омска. Благодарны за то, что здесь сохранили нашу коллекцию в сложные годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших работ нашей яркой художницы Елены Киселёвой сохранилась благодаря Омску. И было решено именно её картинами представить наш музей здесь», — говорит заведующая выставочным отделом Воронежского музея им. И.Н. Крамского Оксана Лепнева.



Елена Киселёва родилась в Воронеже, была дочерью известного математика и планировала пойти по стопам отца. Но любовь к живописи победила.



В итоге Елена с успехом окончила Императорскую академию художеств и получила стипендию на обучение за границей. На её стиль заметно повлияло увлечение импрессионистами. А любимым жанром стали женские портреты. Она стремилась найти подчеркнуть изюминку у каждой модели.



После революции она эмигрировала в Югославию, где продолжала творить. Конец её искусству положила война. После смерти сына, замученного в фашистском концлагере, Киселёва оставила живопись. При этом она дожила до 96 лет, в 1970-е годы сама подарила воронежскому музею несколько работ.



Кроме её картин, на выставке «Была эвакуация…» будут представлены созданные в Омске в 1940-е годы пейзажные этюды замдиректора Воронежского музея Леонида Афанасьева. А его письма, написанные из Омска жене в годы войны, даже можно будет послушать — специально к проекту их озвучат.



Кроме этого, на выставке представят документы и фотографии, рассказывающие о работе эвакогоспиталей в зданиях, которые сейчас занимает музей им. Врубеля.

«В нашем корпусе на Ленина, 3 работал госпиталь, где проводились сложнейшие операции по нейрохирургии. Жизни раненых спасал знаменитый врач Дмитрий Виноградов, который когда-то оперировал первых лиц государства — Ленина, Сталина. И здесь же, в этих стенах, когда был госпиталь, также читались лекции, проходили художественные выставки. То есть, госпитали отчасти были средоточием культурной и художественной жизни. И здесь работала изостудия, которую вели сотрудники нашего музея», — сообщила замдиректора Омского музея им. М.А. Врубеля Ирина Симонова.



Сам омский художественный музей в годы войны не принимал посетителей. Проводить выставки было просто негде — все помещения бывшего генерал-губернаторского дворца (тогда у музея было только это здание) занимали ящики с эвакуированными экспонатами. Кроме коллекций из Воронежа, у нас в годы войны хранились ценности московского Государственного исторического музея, Новгородского, Вологодского и других музеев. Чтобы освободить залы, все экспонаты омского музея за сутки пришлось упаковать и вынести в пристройку. Без жертв, к сожалению, не обошлось.



«Помещение не отапливалось. Оно, в принципе, было не предназначено для хранения художественных экспонатов. Одна из картин, которая потребовала после этого самой сложной реставрации, — полотно Боткина «Жёны, издали смотрящие на Голгофу». По рекомендации реставратора из Эрмитажа мы отправляли её в Москву, но после войны очень большое количество экспонатов из разных мест требовали внимания, за десять лет она так и не дождалась своей очереди и вернулась к нам без реставрации. У нас же возможность работы с такими масштабными полотнами появилась только в 2001 году. Здесь была сильная деформация, утраты красочного слоя, повреждена нижняя часть картины. Нам пришлось доращивать полотно, дублировать, много манипуляций проводить. Теперь эта работа находится в экспозиции», — рассказала заведующая отделом реставрации музея им. М. А. Врубеля Наталья Минько.



Так что, к теме эвакуации художественных коллекций в Омск во время Великой Отечественной войны относятся и картины из постоянной экспозиции Врубелевского корпуса. Что касается новой выставки, сейчас её активно готовят. Торжественное открытие намечено на 29 апреля.

Текст: Наталья Семенова.
Фото: Наталья Семенова и vk.com/vrubel_museum

По теме:


Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

Поделиться новостью
Новости партнеров



Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 19:30.
Овертайм.
Система Orphus