«Сердце Кассиопеи» и «Слёзы комет»: художественно-астрономическая выставка открылась в Омске
Проект «Прикосновение к тайне» (0+) создали художник Евгений Дорохов и руководитель Омского планетария Владимир Крупко.
Зрители, пришедшие в выставочный зал омского исторического парка, говорят, что в этих картинах чувствуется живая пульсация Вселенной, они заставляют задуматься об иных мирах. Большинство работ из «космической» серии Евгения Дорохова выставляются впервые. Художник создал их в течение последних трёх лет. Но тема космоса увлекла его ещё с юности, как и астронома Владимира Крупко.
«Мне повезло, моя классная руководительница была физиком. Она класса с седьмого постоянно водила нас в походы. Ночью за городом, если отойти в сторону от костра, видно, что небо усыпано звёздами. И она нам рассказывала про иные миры, показывала созвездия. И это завораживало. Даже первую роспись стен я сделал в кабинете физики вместе с товарищем. Много позже я познакомился с Владимиром Крупко, стал слушать его лекции, прочитал книги, которые он давал. И постепенно это переросло в моё творчество, в работы. Потом я предложил ему делать совместные проекты. Первым был «Звёздный дождь» много лет назад, теперь — «Прикосновение к тайне», уже на новом уровне, с другими работами», — поделился Евгений Дорохов.
«Картины Дорохова — это космос. Космос души человека. Космос нашего восприятия. Не секрет, что мы с вами видим только маленькую часть излучения Вселенной. Ночное небо нам кажется чёрным, потому что мы не видим этой бездны космоса. Может, у художника есть какая-то другая связь с этой бездной, и он её видит по-другому. У астрономов есть телескопы, они фотографируют в разных диапазонах спектра, выявляют красоту глубин космоса и показывают остальным. Художник каким-то своим шестым чувством эти картины тоже видит и нам показывает», — отметил Владимир Крупко.
Евгений Дорохов поясняет, что абстракция как стиль позволяет выплеснуть на холст свои мысли и эмоции в ассоциативном виде. В свою очередь зрители могут сделать здесь свои открытия. И иногда ассоциации, которые возникают у других людей, открывают для автора что-то новое и вдохновляют на следующие произведения. Поэтому отзывы для него очень важны. Даже если они критические.
«Это хорошо, когда искусство вызывает споры, заставляет думать. Я сам второй раз не подойду к картине, где для меня с первого раза всё понятно. Но могу и второй, и даже третий раз прийти на выставку, чтобы встретиться снова с одной-двумя работами, которые меня зацепили», — сказал Евгений Дорохов.
Есть в космосе и место человеческим чувствам. Самая трогательная работа — «Сердце Кассиопеи», посвящённая памяти омского искусствоведа Галины Юрьевны Мысливцевой, с которой Евгений Дорохов дружил и сотрудничал.
«Здесь я изобразил как бы нераскрывшийся цветок. Галина Юрьевна ушла из жизни рано, ей было немногим больше пятидесяти. Талант её не успел раскрыться в полной мере», — говорит художник.
Дополняют выставку настоящие гости из космоса — метеориты, а также минералы, созданные под влиянием космических катастроф. Их собрал во время своих многочисленных экспедиций руководитель Омского планетария Владимир Крупко. Так, в витрине напротив входа можно увидеть подлинные образцы Сихотэ-Алинского метеорита. Он упал 12 февраля 1947 года, а осколки рассеялись по Уссурийской тайге и горам хребта Сихотэ-Алинь на 35 квадратных километрах. Ржавый цвет обеспечивает высокое содержание железа в составе метеорита — его здесь 94%.
Рядом можно увидеть так называемые слёзы кометы — тектиты. Эти экспонаты Владимир Крупко привёз из метеоритного кратера Жаманшин — единственного места на планете, где комета врезалась прямо в землю. Это было словно взрыв 100 тысяч ядерных бомб. На месте образовался кратер глубиной 1 км и диаметром 13 км. Катастрофа космического масштаба случилась 1 млн лет назад, но следы её заметны до сих пор. Сейчас на месте песчано-каменистая пустыня, границы кратера обозначены двумя кольцами невысоких гор.
На специальном подиуме в зале размещены самые крупные образцы. Это земные минералы, которые изменились из-за падения метеоритов.
«В центре — белый камень, которого не существует больше ни на Земле, ни в космосе. Жаманшин — единственное место, где космос и земля соприкоснулись и создали этот минерал под названием лешательерит. Упавшая комета попала прямо в жилу кварца, он вскипел, превратился в пену и застыл. На нашей планете даже в вулканах нет таких высоких температур, чтобы кварц смог закипеть. Этот камень создала комета», — рассказал Владимир Крупко.
По выставке можно гулять долго, разглядывая картины и минералы. Кстати, посмотреть на них можно в том числе и через небольшие телескопы АТ-1, которые были разработаны для наблюдения за искусственными спутниками Земли.
Это позволяет изменить способ восприятия и почувствовать себя настоящим исследователем глубокого космоса.
Выставка будет работать до 28 февраля. Запланирована и образовательная программа — здесь состоятся творческие встречи с Евгением Дороховым и Владимиром Крупко. Кроме того, исторический парк пригласил руководителя Омского планетария провести несколько лекций для посетителей учреждения во время зимних каникул.
Текст и фото: Наталья Семенова.
По теме:
Омич Никита Кудрявцев стал чемпионом Шотландии по ирландским танцам
Как жили «омичи» в каменном веке и что роднит омские степи с Древним Египтом?
Как жили «омичи» в каменном веке и что роднит омские степи с Древним Египтом?
Подписаться на канал Яндекс.Дзен
Подписаться на канал Телеграм
Теги
Поделиться новостью
По теме